Официальный сайт Александра Толстикова и Наталии Шушанян

«Цветы запоздалые»

08.03.2024

Проект «Цветы запоздалые» - второй совместный альбом академиков Российской академии художеств Феликса Волосенкова и Александра Толстикова. Если первый был посвящен образу женщины, то данный проект связан с цветами.

Цветы в искусстве – тема настолько обширная, что рассуждать о ней можно бесконечно. Но почему в творчестве одного художника они появляются, а другой увлеченно пишет что-то другое? И это несмотря на то, что цветы – беспроигрышный вариант при обращении к зрителю – красота цветов покоряет всех, ведь их называют «остатками рая на земле». В этих маленьких хрупких созданиях заложены витальные силы, они реагируют на солнечный свет и пробиваются сквозь толщу земли ему навстречу.

В экспрессивной, порой доходящей до трагизма живописи Феликса Волосенкова цветы открываются несколько иначе и предстают трогательными и наивными. Они будто огоньки в ночном пейзаже, привлекают к себе внимание и притягивают. Но так ли все просто? В синем и лиловом звучат ноты ноктюрна, уводящие мысль в лоно веков и тревожных сумерек человечества. Живописные образы цветов окрашены эмоционально – в них включены элементы воспоминаний и симпатий, любимые существа - собаки будто стражи, охраняющие границу двух реальностей. Их нельзя назвать натюрмортами в полном смысле слова, определяющего этот жанр. Это фрагменты жизни с продолжением.

Цветы Александра Толстикова принципиально иные – они как портреты цветов, которые долго и тщательно готовились позировать. Если цветы Волосенкова – дань спонтанности, эмоциональному накалу и таинственности, неразгаданной тайны природы, то натюрморты Толстикова – внимательное вглядывание в особенности каждого цветка, стремление передать их с максимальной точностью и достоверностью. Они структурируются как архитектурный объем. Их строение, оттенки, интересуют художника как элементы объектов из мира, который не только вызывает интерес, но и требует изучения, выявления взаимосвязей формы, пластических, объемных и линеарных решений. В ряде работ цветы присутствуют в качестве идеального дополнения к миру людей, калейдоскопу природной красоты. Отсюда и присутствие в композициях женских образов.

В целом проект художников напоминает разговор двух умудренных опытом, но все еще влюбленных в жизнь собеседников, в котором каждый предлагает свой взгляд на предмет и готов поделиться им со зрителем.

Мария Вяжевич академик РАХ

Читать книгу