Официальный сайт Александра Толстикова и Наталии Шушанян

«Красны девицы»

29.03.2023

«Красный (родственно старославянскому красьнъ – красивый, прекрасный), червленый, червонный, пунцовый, алый, багряный, багровый, рдяный – область цветов в длинноволновой части видимого спектра, соответствует минимальным частотам электромагнитного излучения, воспринимаемого человеческим глазом.

Издание представляет проект «Красны девицы» академиков Российской академии художеств Феликса Волосенкова и Александра Толстикова. Коллаборация, творческий союз, быть может, дуэль, ведь в глубине каждой по-настоящему творческой личности скрывается дуэлянт? Что призвало их объединиться в одном художественном проекте? Интерес к женским образам, портрету, постижению натуры? Что вообще служит отправной точкой для художника? Образ, абрис, цветовое пятно... Все, что будоражит воображение, подсказывает идею для воплощения на холсте, бумаге, в камне...

Так знакомая женщина в красном платье вдруг напоминает о лихих хороводах Филиппа Малявина. И вот уже в новом веке рождается новое произведение. Затем еще и еще. Они уже не малявинские, а волосенковские, питерские, иные. Предвестники нового вихря истории. В них цвет энергично взаимодействует с фактурой, зримо, весомо. Гранитные крошки на щеках, перетекания линий и движения неудержимых форм. Красные платья рвутся на лоскуты, монтируются в плоть живописи. Они нужны художнику, скорее-скорее, чтобы замысел не погас, успел воплотиться на холсте. «Красны девицы» Феликса Волосенкова поэтичны и прозаичны одновременно. Они - суть жизни, начало жизни, ее кровавый подбой и финал, рождение и погибель для рода человеческого.

Появление всех оттенков красного в произведениях Александра Толстикова сродни химической реакции, результат эксперимента. Цвет ложится аккуратными мазками как дополнение образа. Этот красный локален, он знает свое место и пределы. Женские типажи разнятся по характеру. Личности, модели. Ткань облегает силуэт, драпировка скрывает форму. Так или иначе. Художественная задача каждый раз своя, но ее решение осуществляется с особым тщанием.

Произведения художественного проекта «Красны девицы» одновременно спорят и дополняют друг друга. Стихийность и рационализм, хаос и упорядоченность, эмоция и рассудок. Выводы, как всегда, делать зрителю.

Мария Вяжевич академик РАХ

Читать книгу