Ляпкало В.А.
Как-то читая биографическую повесть Л. Анисова о пейзажисте И.И. Шишкине, я обратил внимание на следующее высказывание: «Господь, даруя художникам удивительное зрение, не лишает их слуха. Никто, кажется, так не чувствителен к отзывам товарищей, как художники. Нигде столь не свирепствует товарищеская зависть, ревность ремесла, острое чувство конкурса, как здесь…».
Своим небольшим эссе О Викторе Ляпкало я надеюсь внести скромную лепту в изменение негативных стереотипов, сложившихся в отношении художественного сообщества, написав добрые слова о товарище по цеху, которого давно знаю, дружбой с которым дорожу.
Начну с того, что я с первого взгляда и навсегда полюбил жизнеутверждающее и полнокровное искусство Виктора . Полюбил и поддерживаю его броское эпикурейство, временами балансирующее на грани скандала, но, к счастью, ни разу эту грань не переступившее. Я полюбил его героинь и героев, молодых и старых, красивых и безобразных, скромных и озорных, худых и толстых, чувственных и бесстыдных, разочарованных и доведенных до предела. Я проникся их судьбами, безоговорочно принял всю глубину и бескрайность человеческой комедии, создаваемой смелой и талантливой кистью художника.
Мне вдруг отчетливо вспомнилось, с чего началось моё знакомство с творчеством Ляпкало. Произошло это 10 лет назад. В один из дней вернулся я домой из мастерской, где работал над серией картин с обнаженными женскими фигурами. Желая получить ответы на некоторые технические вопросы, сел за компьютер и задал поисковой системе тему «Ню в живописи современных художников». Через мгновение интернет «девятым валом» обрушил на меня необъятный объём визуальной информации. Зарябило в глазах от «сладких» картинок известных и неизвестных восточноазиатских (в основном китайских), европейских, американских и российских профессионалов и дилетантов, потянулась бесконечная череда скучнейших, рассудочно-холодных «ню-опусов», списанных со студийно-постановочных фотографий. Зачем-то в этот нескончаемый ряд затесались мифологические богини Тициана, мелькнули любимая мной «Шубка» Рубенса, чувственные «ню» Ренуара, Буше, Бугро, Кустодиева, Фешина…
Устав от просмотра, я уже хотел отключить компьютер, как вдруг моё внимание привлекла картинка, на которой была изображена незамысловатая, но удивительно притягательная сцена - за столом у самовара царственно восседала обнаженная пышнотелая молодка в цветастом платке, а из-за неё ошарашено таращил глаза, подперев по-бабьи щёку рукой, обнаженный по пояс тщедушный мужичонка «из бывалых». Венчал композицию величавый кот, сидящий на столе. Весь сюжет был продублирован «с тыла» в зеркале, остроумно размещенном художником на втором плане в композиционном пространстве. Всё было настолько звучно и сочно написано по краскам, так виртуозно скомпоновано, от картины веяло такой правдой современного мещанского быта и русской ментальности, что у меня захватило дух - вот это Мастер! Автором этой картины «У самовара» оказался Ляпкало Виктор Александрович.
С того времени произошло немало памятных событий, связавших нас не только искренней дружбой, но и совместными выставочными проектами. Я горжусь тем, что мне выпала удача показывать свои работы рядом с произведениями это замечательного живописца из Санкт-Петербурга.
Александр Толстиков, действительный член Российской академии художеств, член-корреспондент Российской академии наук