Юрий Витальевич Мудров
Искусствовед, председатель секции искусствоведения и критики Санкт-Петербургского союза художников,
президент Санкт-Петербургского общественного Фонда содействия развитию культуры и искусства,
член Президиума Российского Комитета Международного Совета музеев при ЮНЕСКО (ИКОМ).
Куратор проекта «Петербургский сецессион».
Второй раз в Северной столице открывается выставка с интригующим названием «Петербургский сецессион». Любой выставочный проект подобного рода непременно предполагает наличие некоего объединяющего начала. В данном случае уже в самом названии заключается своего рода противостояние принятой традиции. «Сецессион» – понятие, которое невольно заставляет заглянуть в историю искусства и вспомнить, что именно так назывался стиль «модерн» в Австрии и странах, входивших в Австро-Венгерскую империю. Однако если на рубеже ХIХ и ХХ столетий художники, объединенные этим стилем, противопоставляли свое искусство академическим устоям, которые воспринимались как рутинные, то ХХI век в это понятие вкладывает иной смысл. Тогда, столетие назад, деятельность творческого сообщества, провозгласившего «отделение», «обособление» (от латинского secessio), именно так и воспринимали – как отказ от традиций.
Иное дело «Петербургский сецессион», в настоящий момент являющийся выставкой, которая объединяет девять авторов – живописцев, скульпторов, графика. Все участники имеют академическое образование. Каждый из них в полной мере сформировался как творческая личность, со своей индивидуальностью, самобытностью ви́дения мира, излюбленными жанрами в искусстве.
Выставка не имеет единой программной платформы. Уже в этом заключается одно из объяснений ее названия. Как и в первой экспозиции, прошедшей год назад, каждый из участников, в зависимости от своего желания, предлагает к показу те работы, которые, по его мнению, ярче всего характеризуют его творческое кредо и тем самым сохраняют его «обособленность». Однако в этой обособленности каждого присутствует нечто, позволяющее объединить на первый взгляд столь разных мастеров, и единство это кроется в глубокой верности традициям, в профессионализме, любви к искусству и умении ему служить.
К какому бы жанру участники Сецессиона ни обращались (а в живописи это в основном пейзаж и портрет), они умеют увидеть красоту окружающего их мира, интеллектуальность и духовность своих современников.
Однако жизнь многообразнее, и в ней красота соседствует с несовершенством, благородство с низостью, возвышенное с обыденным. Поэтому мир, полный гармонии, может неожиданно приобретать некие фантасмагорические формы, что очевидно, например, в работах Александра Бурганова – скульптора, давно и прочно занявшего свое почетное место в художественной жизни России.
Проблема несовершенства мира, стремление к идеальной красоте невольно наталкивает мастера на мысль о хрупкости этой тонкой материи. Поэтому в его произведениях переплетаются мотивы созидания, красоты, разрушения, ниспровержения. Нередко автор прибегает к экспрессивным формам, использует аллегорию, символ. Названные черты можно увидеть и в работах Марии и Игоря Бургановых. Эти мастера охотно экспериментируют с разными материалами, используя выразительные возможности бронзы, камня, дерева, металла. Творческая деятельность нередко становится профессией династической, свидетельство чему – семья Бургановых.
Не меньшей остротой отличаются и работы живописцев. Во многих произведениях живописи Виктора Ляпкало нетрудно увидеть черты намеренной эпатажности. Он часто обращается к теме, особо притягательной для творческой личности, – художественной интерпретации обнаженного женского тела. Как самостоятельный жанр ню сформировалось в ХIХ веке. Мастера последующего времени нередко изображали обнаженную модель с большой свободой эмоционального выражения, экспрессией, вызовом. Подобное ви́дение имеет право на существование и позволяет с большей глубиной постичь истину красоты. В портретном же жанре Виктор Ляпкало – тонкий камерный портретист. В созданных им образах, по преимуществу женских, привлекает проникновенное лирическое начало.
Портрет является излюбленным жанром и в творчестве Александра Толстикова. Строгие по форме художественного выражения, глубокие по психологическим характеристикам, эти портреты чаще всего изображают персонажей, связанных с интеллектуальной деятельностью, что само по себе придает им достоинство и благородство, вне зависимости от того, кто является героем портрета – «ученый муж» или «обаятельная дама». Только в женских портретах, пожалуй, больше внимания уделяется внешности модели: точеные черты лица, изящный силуэт, тщательно продуманный костюм. Живописец редко обращается к обстановочному портрету, он умеет достичь глубины образной характеристики, сосредоточивая внимание на лице модели и следуя лучшим реалистическим традициям. Однако в его портретах всегда присутствует острота взгляда на современника, присущая живописцу ХХI века.
Заметное место в экспозиции занимает пейзаж. Но и он, всякий раз привлекает индивидуальностью ви́дения окружающего мира, свойственной авторам. Неудивительно, что петербуржец Никита Цыцин обращается к образу любимого города. Он охотно изображает те места, которые ныне входят в исторический центр, а для него с детства стали родными. Его Петербург – разный: камерные пейзажи, изображающие узкие переулки и маленькие дворики, и панорамные, видовые картины. Неслучайно он часто пишет Неву, Фонтанку, Мойку, речки и каналы, понимая, что водная стихия – главная составляющая городского пейзажа. Никита Цыцин – тонкий живописец-пленэрист, воспитанный на лучших традициях ленинградской пейзажной школы.
Пленэрность составляет суть пейзажей Валерия Копняка. Уроженец Пензенской земли, как художник он формировался в Москве, проявив особый интерес к творчеству московских живописцев, входивших в Союз русских художников. Он много путешествует по Центральной России, нередко бывает на Севере, постигая красоту увиденного.
География пейзажей Александра Сайкова – архитектора, графика – еще более обширна. Он пишет акварели, демонстрируя мастерство владения техникой. В его работах редко встретишь камерный мотив, он любит писать панорамные виды с высокой точки, умело разрабатывая глубину пространства.
Как уже отмечалось, выставка демонстрирует произведения художников, работающих в разных видах и жанрах искусства. Еще одно доказательство этому – приглашение в качестве экспонента Олега Гуренкова. Ученик Е.Е. Моисеенко, он воспринял от своего педагога особое понимание задач искусства. В произведениях ученика трудно обнаружить внешнее сходство с работами учителя, но можно уловить общий философский подход к ви́дению и отражению окружающего. Картины Олега Гуренкова – как драгоценные ковры, мерцающие то яркими, то едва уловимыми красками. Столь же своеобразен и мир образов художника: нередко он обращается к мотивам, истоки которых следует искать в глубокой российской древности, но не в исторической, а в былинной, легендарной.
Год назад, когда организовывалась первая экспозиция, вставал вопрос о том, будет ли продолжение у этого проекта. Сегодня можно со всей очевидностью утверждать, что проект состоялся.
«Петербургский сецессион» является не только воплощенной реальностью, но и проектом, который привлекает новых участников, рождает новые произведения.
Ссылки на сторонние ресурсы: