Официальный сайт Александра Толстикова и Наталии Шушанян

Толстиков А.Г.

Родился 16 августа 1957 г. в Алма-Ате.

Действительный член  Российской академии художеств (Отделение живописи), член-корреспондент Российской академии наук (Отделение химии и наук о материалах), член Бюро Отделения живописи Российской академии художеств, член Московского союза художников (МСХ), член Творческого Профессионального Союза Художников России (ТПСХ России), лауреат Государственной премии РФ, лауреат первой премии (золотая медаль) конкурса им. В. Попкова (МХФ). Награды Российской академии художеств: Серебряная медаль РАХ (за цикл живописных портретов выдающихся российских ученых и деятелей искусства), медаль «Достойному» РАХ (за выставочные проекты 2015-2017 гг.)

Окончил Башкирский государственный университет химический факультет. 
С 1980г. по 1986г. обучался по индивидуальному плану у Народного художника РСФСР Р.М. Нурмухаметова, руководителя мастерской станковой живописи Уфимского института искусств (г. Уфа).

С 1986г. по 1992г. стажировался в творческой мастерской Народного художника Республики Башкортостан, действительного члена (академика) Российской академии художеств С.Б. Краснова. 

С 1984 г. по 2018 г. участник многочисленных групповых выставок в России и за рубежом.  
Персональные выставки: Новосибирск, Челябинск, Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург (Россия); Таллин (Эстония), Хельсинки (Финляндия), Оклахома-Сити (США),  Пусан (Южная Корея), Париж (Франция)
Живет и работает в Москве

В произведениях Александра Толстикова отчетливо прослеживается присущая ему способность тонко чувствовать окружающий мир, реагировать на проявления в нем мимолетной красоты. Художник одинаково успешно работает в самых разных жанрах. В его творческом арсенале – натюрморты, многосложные тематические композиции и классические портреты современников, выдающихся учёных. Конечно же, как ценитель и знаток истинной красоты мастер не мог обойти в своем творчестве образ женщины, как некую первооснову прекрасного, таинственного, противоречивого земного бытия. На сегодняшний день, художнику принадлежит целая галерея женских портретных образов, различных по характеру и манере исполнения.

Портрет едва ли не самый сложный из жанров изобразительного искусства. В России его развитие охватывает четыре столетия, что немного по сравнению с мировой историей этого жанра, но именно отечественные мастера достигли особых высот, поставивших русский портрет в ряд выдающихся достижений мировой культуры.

На рубеже ХХ-ХХI веков искусство в целом переживает особую ситуацию, в которой далеко не все художники решаются продолжать богатые вековые традиции. В значительной мере это относится и к портрету, который как уже было сказано выше, принадлежит к «трудному» жанру, требующему от художника особого мастерства и таланта.

Обращение к реалистической трактовке, лишенной комплиментарности и «салонного» оттенка – отличительные черты произведений А.Толстикова, искренность которого в обращении к портрету, может стать примером для многих современных авторов. Взгляду художника свойственна увлеченность, без которой невозможно создание произведения искусства. Задачи, которые А.Толстиков ставит перед собой, работая в жанре портрета, во многом обнаруживают перед зрителем систему художественных ценностей, отчетливо сложившихся в представлении художника. В каждом портрете, как в тайнике сосредоточены сразу несколько смысловых подтекстов, раскрытие которых обещает внимательному и чуткому зрителю увлекательный диалог с художником, просвещенным и интересным собеседником.

Портретные композиции А.Толстикова узнаваемы, благодаря индивидуальному стилю мастера, создавшему своего рода систему для наиболее полного раскрытия образа, успешно действующую с учётом естественных различий в характере и внешности моделей. Неизменное внимание художника к внутреннему состоянию портретируемого как в зеркале отражается в его мимике. К ней художник особенно внимателен, поскольку принадлежит к числу немногих в наши дни продолжателей традиций психологического портрета. Именно для того, чтобы ничто не отвлекало зрителя от проникновения во внутренний мир модели, художник избегает излишеств, как в элементах одежды, так и в интерьере. Чаще всего он использует нейтральный фон, на котором неизменно доминирует портретный образ, подобно тому, как некий загадочный иероглиф царит на светлой поверхности бумажного листа.

Портретное искусство А.Толстикова – не только воплощение живописных исканий художника, это целая философия, размышление об одухотворенной природе, ее характере и гранях красоты. Художник предпочитает неформальный творческий подход к созданию изображения, находясь в поиске различных возможностей наиболее яркого и полного проявления образа.

В отличие от большинства художников, диктующих портретируемым свое видение будущего произведения, он отваживается на предоставление модели полной свободы, занимая место нейтрального наблюдателя. Позволяя героини или герою быть естественными, художник стремится обрести самое ценное – неповторимо-индивидуальное проявление характера, которое может оказаться открытием для самого портретируемого, а впоследствии и для зрителя. Эта тонкая, интригующая, немного театральная игра смыслов, выражений и интонаций, наполняет образ дополнительным содержанием, в котором причудливо соединяются исторические аллюзии и реальность.

Трепетное отношение к проходящей красоте, стремление приостановить течение времени ради сохранения неуловимого момента легло в основу целого ряда произведений с изображением обнаженной натуры. Особое внимание художник уделяет написанию рук, считая их важнейшей составляющей выразительного образа.

Что касается цветового решения, то серию портретов, которую сегодня увлеченно создает художник, отличает сдержанность колорита и тщательный отбор цветовых акцентов, оживляющих живописный строй произведения и несущих эмоциональную нагрузку. Как знаток и ценитель истории искусства художник вплетает в канву произведения тончайшие намеки и ассоциации, отсылающие зрителя к созданиям мастеров прошлых веков, тем самым не только напоминая известную сентенцию о том, что жизнь коротка, а искусство вечно, но и предлагая рассмотреть современный образ как самоценное звено в бесконечности времени.

Посредством своего искусства художник стремится донести мысль о том, что красота – это не сухой стандарт, не средоточие формальных признаков, а сама жизнь, каждая грань которой способна сиять по-своему.

Мария Вяжевич, кандидат искусствоведения, академик Российской академии художеств 

Москва

Живопись

  • Толстиков А.Г.
  • Горшунов М.В.
  • Краснов С.Б.
  • Хабиров Р.С.
  • Шеин Д.
  • Волосенков Ф.В.
  • Ляпкало В.А.
  • Атакишиев А.Н.
  • Все жанры
  • Декоративные пано
  • Детский портрет
  • Женский портрет
  • Мужской портрет
  • Ню
  • Романтический ориентализм
  • Фэнтези
  • Цветочный натюрморт
  • Все года
  • 1986
  • 1993
  • 1994
  • 1995
  • 1996
  • 1997
  • 1998
  • 2000
  • 2002
  • 2003
  • 2004
  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021
  • 2022
  • 2023

Профиль нежный, Грудь нагая, Шаль – сплетеньем Неисполненных начал... Отчего тебя я прежде У обрывистого края Не встречал? Для меня ль, камней царица И хмельных царица трав, Терпкой ночи ты волнение Берегла? Гуттаперчевая жрица Предрассветных переправ, Явь ли сладкое видение Твои очи-берега?

Толстиков А.Г.,  Лобов И.С. У источника. 2019. Холст, масло. 170х110. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова.

Об авторе
Об авторе

Толстиков А.Г.,  Лобов И.С. У источника. 2019. Холст, масло. 170х110. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова.