Официальный сайт Александра Толстикова и Наталии Шушанян

Хабиров Р.С.
Рашит Султанович Хабиров - башкирский живописец, заслуженный художник Республики Башкортостан.
Хабиров Рашит Султанович родился 13-го июля 1953 года в городе Стерлитамаке Башкирской АССР. Первые шаги в изобразительном искусстве делал в уфимской Детской художественной школе №2.
Рашит Хабиров получил замечательное профессиональное образование в Московской средней художественной школе при Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова (1965-1971), затем окончив в 1977 году отделение станковой живописи этого института, мастерскую народного художника РСФСР, члена-корреспондента Академии художеств СССР, профессора В.Г. Цыплакова.
После института прошел службу в армии 1978-1980гг.
С 1977 года – активный участник всесоюзных, всероссийских, зарубежных, республиканских и многих других выставок.
В 1980 году вступил в Союз художников СССР.
С 1983 года – участник групп живописцев, работавших в Доме творчества «Академическая дача им. И.Е. Репина». С 1992 года регулярно выезжает в окрестности Дома творчества, где создал несколько серий живописных произведений.
С персональными выставками объехал ряд городов европейских стран (Польша, Германия, Великобритания, и др.) В его активе также участие в масштабных международных и российских выставочных проектах: к 60-летию и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (2005, 2015) в Москве, «Единение» (2007) в Нижнем Новгороде, «Лики России» (2016-2017) в Архангельске и другие.
Награжден Серебряной и Золотой медалью «Духовность. Традиции. Мастерство» Союза художников России, Серебряной медалью «Достойному» Российской академии художеств, благодарностью Президиума Российской академии художеств.
Большая серия произведений художника воплощает тенденцию изобразительного искусства Башкирии, направленную на отражение национальных тем, колорита и жизни родного народа. Живопись Рашита Хабирова – яркое явление в изобразительном искусстве Республики. Многие произведения живописца находятся в собственности Министерства культуры РБ, Башкирского государственного художественного музея имени  М.В. Нестерова, Национального музея РБ, Башкирского государственного театра оперы и балета, частных собраний и галерей России, Великобритании, Польши, Германии, Франции и других стран.

Заслуженный художник Республики Башкортостан Рашит Хабиров один из тех талантливых представителей Башкирии, приверженцев реалистического направления конца ХХ века, кто успешно утверждает традиции русского искусства и в ХХI столетии. Его имя давно и прочно вошло в российское искусство, он является художником, который аккумулировал в своем творчестве и национальную башкирскую, и общемировую изобразительную культуру.
Рашит Хабиров получив в Москве прекрасное профессиональное образование, основанное на лучших традициях русской академической художественной школы, после окончания МГАХИ им. В.И. Сурикова вернулся в родную Уфу. Старшее поколение башкирских мастеров изобразительного искусства благожелательно и с уважением отнеслось к молодому художнику. Он был принят в Союз художников России, что ускорило его профессиональный рост. В 70-е годы из стен МГАХИ вышло много талантливых молодых художников, которые впоследствии определили лицо Российского искусства. Это Виталий Миронов, Алексей Суховецкий, Сергей Смирнов, Валерий Страхов, Иван Лубенников, Валерий Полотнов и др. В этом ряду и имя Рашита Хабирова.
ак натура цельная и последовательная, Рашит не мог не обратиться к национальной теме, которая в его творчестве зазвучала гимном истории и культуре башкирского народа. По своей природе Рашит художник исследователь, он внимательно и с высочайшей степенью самоотдачи изучает изображаемую тему, изображаемый предмет. Работы художника камерны и теплы, в них он с удивительным мастерством передает свое мироощущение, свою любовь к красоте жизни и природы.
Большое влияние на профессиональное становление мастера оказала его работа в доме творчества «Академическая дача им. И.Е. Репина». Туда он приезжал неоднократно и создавал свои живописные произведения, руководствуясь советами видных мастеров Н.Н. Соломина, А.П. Горского, А.П. Левитина, В.П. Власова-Климова, М.Ю. Кугача, Ю.П. Кугача.
Особое место в творчестве Рашита Хабирова занимает портрет. И не зависимо от того, исторический это портрет или портрет современника, в них также проявляется характер и натура самого художника, бережно и с любовью изучающего натуру для более полного и выразительного решения задуманного образа.
Портреты, натюрморты, тематические картины, пейзажи, интерьеры – во всех этих жанрах Рашит чувствует себя свободно и уверенно. Это интересный, яркий и давно сложившийся мастер. И что не маловажно, приоритеты профессиональной деятельности этого замечательного художника, направленны на сохранение классического реалистического искусства, академической школы рисунка и живописи.
«Творчество Рашита Хабирова – стремление транслировать современникам идеи вечных ценностей. Этому желанию подчинено в его работе все – и художественный язык, и живописная техника, и создаваемый образ» – справедливо отмечено искусствоведом Т.И. Бойцовой.

Член Союза художников России, Заслуженный художник Российской Федерации
Орлов Виктор Алексеевич

Творчество – это жизнь.

Именно так определяет характер своей деятельности заслуженный художник Республики Башкортостан Рашит Султанович Хабиров, в чём нас убеждает его высочайшая степень самоотдачи творческому процессу. Его живопись – это яркое явление в изобразительном искусстве республики. Он – один из тех талантливых представителей башкирских художников, приверженцев реалистического направления 1980-1990-х годов, кто успешно утверждает традиции этого искусства и в ХХI веке.
Родился Рашит Хабиров в 1953 году в башкирском городе Стерлитамаке. Он получил замечательное профессиональное образование первоначально в художественной школе при Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова (1965-1971), затем в 1977 году закончил отделение станковой живописи этого института, где занимался в персональной мастерской народного художника РСФСР, член-корреспондента Академии художеств СССР, профессора В.Г. Цыплакова. Выдающийся художник и педагог Виктор Григорьевич Цыплаков учил студентов не только мастерству, но и старался зажечь в их душах огонь творчества.
Годы пребывания в Москве с её крупнейшими в мире музеями, концертными залами и театрами, фанатическая отдача учебному процессу дали многое молодому художнику для его профессионального и интеллектуального развития. «Меня всегда привлекала живопись мастеров позднего Возрождения, больших и малых голландцев, классическая академическая живопись. В музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина я копировал мужской портрет кисти неизвестного голландского художника 17 века, изучая приёмы голландской живописи того времени. В Третьяковской галерее я особенно пристально всматривался в пленэрную живопись Александра Иванова. Увлекался техникой и технологией живописи, два года копировал сложнейший по исполнению портрет «Девушка, освещённая солнцем» В.А. Серова. В Уфе в художественном музее я также изучал полотна классиков, живопись Михаила Васильевича Нестерова», - вспоминает Р. Хабиров.
Возвратившись в 1977 году в Уфу, Рашит окунулся в активную творческую атмосферу жизни коллектива башкирских художников. Это было интересное время, когда рядом работали такие самобытные, известные в стране мастера, как А.Ф. Лутфуллин, Б.Ф. Домашников, А.Д. Бурзянцев, А.Х. Ситдикова, П.П. Салмасов, обладающие своими индивидуальными, поэтическими и живописными почерками и в чьих произведениях всегда было заключено высоко нравственное содержание. Это заставляло думать, искать, создавать свой мир.
Не последнюю роль в становлении художника сыграла его работа в доме творчества «Академическая дача» им. И.Е. Репина, где он был неоднократно и руководствуясь советами видных мастеров Н.Н. Соломина, А.П. Горского, А.П. Левитина, В.П. Власова-Климова, М.Ю. Кугача, Ю.П. Кугача, создавал свои живописные произведения. На благодатную почву легли и советы М.Ю. Кугача, с которым Р. Хабиров уже много лет сохраняет дружеские отношения, и который оценивает его путь, как путь взыскательного художника.
За сорок лет творческой деятельности Рашит Хабиров сумел создать в своих произведениях особый художественный мир, отражающий его размышления о смысле и красоте бытия. Сегодня характер дарования этого замечательного живописца по степени серьёзности философско-нравственной позиции и профессионального уровня как нельзя более точно определяет понятие «мастер». Он работает и успешно создаёт произведения в различных жанрах живописи.
Уже с первых работ, будучи еще молодым автором, Рашит заявил себя приверженцем портретного жанра. Дипломная работа, изображающая танцора Башкирского государственного ансамбля народного танца им. Ф. Гаскарова М. Ханова (1977), открыла цикл произведений, посвящённых представителям башкирской культуры. Тем самым он продолжил традицию, основанную башкирскими мастерами старших поколений – К.С. Девлеткильдеевым, А.Ф. Лутфуллиным. Хабиров создал серию портретов выдающихся деятелей искусства республики – народного артиста СССР, композитора З.Г. Исмагилова, народной артистки СССР, балерины З.А. Насретдиновой, народного художника СССР Б.Ф. Домашникова, народной артистки СССР З. Бикбулатовой (все-1989), заслуженного артиста РБ, пианиста С.А. Дукачёва (1990), и др. Все эти произведения отличает в известной степени лаконизм композиционного решения. Нейтральный фон позволяет автору подчеркнуть выразительность силуэтов и поз героев, а приближенное к зрителю их изображение – вглядеться в их глаза и лица. И лишь при композиционном решении некоторых работ художник вводит одну-две детали, акцентирующие сферу деятельности героя. Р. Хабиров мастерски пишет портреты, добиваясь совершенства рисунка, убедительной передачи портретного сходства, а главное, наполняя полотна образной глубиной. Он выявляет в своих героях интеллект, одухотворённость. Так, народного художника СССР Бориса Фёдоровича Домашникова живописец показывает сидящим в кресле. Однако, пружинистое движение его фигуры, жест руки, и особенно взгляд - это олицетворение внутренней энергии и темперамента, напряжённых мыслей творца, что живописец подчёркивает также при колористическом решении полотна. Артистически найденный контраст тёмных красок одежд портретируемого и терракотового цвета дивана придаёт образу ещё большую эмоциональную выразительность. Деликатно введённая в композицию портрета деталь – ваза с кистями, конкретизирует музу героя холста.
Позже Рашит Султанович открыл новую страницу этого альбома, создав галерею портретов ведущих артистов современного башкирского балета – народной артистки РБ, примы балерины Е.Ю. Фоминой, народного артиста РБ Р.Р. Мухаметова (оба -2003), народной артистки РБ Г.Г. Мавлюкасовой (2004), а также большое количество композиций, объединенных темой «Балет». Они стали результатом почти трёхлетней работы непосредственно в театре, где он наблюдал игру артистов балета на сцене, делал натурные зарисовки и писал во время репетиций и занятий в балетном классе. Раскрывая их одухотворённость, грацию, изящество фигур, автор в то же время в ряде работ подчёркивает атмосферу постоянного, напряжённого труда, в результате которого рождается искусство.
Народного артиста Башкортостана Руслана Мухаметова художник изображает в сценическом костюме властного повелителя Арсланбая из балета «Журавлиная песнь» Л. Степанова. Он словно улавливает тот момент, когда артист в мгновение паузы между выходами на сцену отдыхает в гримёрке. Его поза несколько расслаблена, но лицо, взгляд выдают состояние глубокого сосредоточения, размышления. Костюм героя подчёркивает мужественность образа, что акцентировано и колоритом портрета с сочетанием активных белых, черных, красных тонов. Выразительное лицо артиста, его красивые руки и фигура, тонкое письмо и рисунок портрета – всё это замечательно выявляет его одухотворённое начало.
Одной из лучших работ мастера этого цикла является и «Портрет Рудольфа Нуреева» (2004), чья карьера начиналась в Уфе. Произведение находится в коллекции мемориального музея прославленного артиста в Башкирском театре оперы и балета.
Эти произведения Рашита Хабирова вошли в историю башкирской живописи, наряду с другими произведениями, воплощающими одну из основных тенденций изобразительного искусства республики, направленных на отражение национальных тем, колорита и жизни родного народа. Этой тематикой объединён цикл произведений мастера, среди которых композиции-натюрморты, изображающие предметы старинных башкирских женских и мужских костюмов, портретные полотна «Айсылу, дочь Амира» (2007), «Гузель из племени Кубаляк» (2016) и другие. Название последней говорит о том, что автор стремится к созданию характерного образа представительницы определённого рода башкир, и его задачей является убедительная достоверность в передаче её национального облика. В том, с каким эстетизмом и вниманием написаны детали костюма героини, её лицо, звучат чувства любви и уважения художника к народным традициям, к человеку, достойно их сохраняющему.
Композиционный портрет «Алпамыша-батыр» (2015) воплощает размышления художника о стойкости, мужестве и красоте башкирского народа. Его персонаж – герой башкирского эпоса, богатырь, который боролся и побеждал в борьбе за порядок и справедливость на своей родине. Слито с природой изображение присевшего на одно колено батыра, уверенным жестом натягивающего лук со стрелами. Его гибкая, подвижная фигура, движение рук, выражение лица – олицетворение уверенности и мужественной собранности. Полыхающие краски осеннего пейзажа на фоне привносят в композицию героическое звучание.
Героико-романтическим настроением пронизана и композиция «Яугир юлы. Путь воина» (2016), в которой на фоне красного занавеса-шаршау с ярким национальным орнаментом изображены доспехи и детали костюма воина-батыра. В колорите холста, материальной осязаемости предметов проявляется реальное ощущение истории, окрашенной победным духом.
Цикл этих произведений – поэтическое посвящение художника своей малой родине.
С приятным ностальгическим чувством воспринимаем мы сегодня реализм Рашита Хабирова, создателя ряда жанровых, духовно наполненных полотен – «Художник и время» (1987) с её лейтмотивом размышлений о миссии художника в истории, «Письмо из города» (1999), «Сон» (2006), выражающих сокровенные мысли автора о тепле и уюте родного дома. В них - продуманный сюжет и ясное развитие действий. Картины мастера основательны во всём – в умении глубоко прочувствовать содержание образов, неспешно и поэтично показать их зрителю, в его совершенной манере письма, крепкого рисунка, композиции, лишённой случайностей.
Интересный ход решения полотна на стыке двух жанров, картины и портрета, находит живописец в работе «Егор Копту. Сенокос» (2011). Несмотря на простоту сюжета, полотно ёмкое по содержанию. Художник даёт конкретное имя герою, наделяет его физической силой, красотой и убеждает нас в том, что этот человек столь же красив внутренне. Он один из тех, кто силой своего ума, души понимает ценность мира, окружающего его. Не случайно автор изобразил его в момент, когда он на минуту прервал своё действо, и в это мгновение в полную силу стали слышны тихие, волшебные звуки природы в час раннего рассвета. Лирические интонации, привнесённые живописцем в картину, не умаляют глубины его размышлений о гармонии человека и природы, хрупкой и бесконечно прекрасной.
Поэтические, романтические ноты в творчестве мастера с наибольшей силой находят выражение в его натюрмортах, пейзажах.
В Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова собрана замечательная коллекция произведений живописца. Среди них самые ранние работы 1984 года - натюрморты «Завтрак», «Раскрытая книга», «Тромплёйль». Название последнего, ассоциирующегося с русским термином «обманка», говорит само за себя. Молодой автор словно испытывает себя на мастерство и достигает необычайной тонкости, иллюзорности передачи предметов. Одновременно, есть в этой работе качества, которые определяют и другие её достоинства, ставшие характерными для других его произведений. Для Р. Хабирова никогда не было самоцелью передать только достоверность натуры. В своих произведениях он строит новую реальность, в которой каждый предмет несёт поэтическую, смысловую нагрузку. Их режиссура такова, что она даёт возможность зрителю понять духовный, эстетический посыл художника.
В 1991 году Рашит Хабиров построил дом в тех излюбленных местах, что рядом с «Академической дачей» им. И.Е. Репина, в деревне Вели Тверской области, где живёт и работает в тёплое время года. Близость к природе обусловила новый подход к композиционному решению натюрмортов, составной частью которых теперь стала природа, вид на которую открывается из больших окон террасы дома.
Запечатленный им окружающий мир в полотнах «Башкирский мёд» (1998), «Ветка рябины» (2000), «Самовар и колокольчики» (2001) согрет столь светлыми и проникновенными чувствами автора, что воспринимается неповторимым в своей красоте и трогательной чистоте. В них – широкое картинное пространство, открывающее окно в мир, напоённый романтическими ароматами жизни.
Такой же композиционный приём использует художник в работе «Летний вечер в Велях» (2001), удивительно красивой по тонкости передачи жизни природы, гармонии колористического решения. Необычайно лёгкой кистью прикасается он к предметам натюрморта на столе, фону, запечатлевая переходное световое состояние дня. На светлой скатерти и чайной посуде, синей вазе с пионами, скользят тёплые отсветы лучей заходящего солнца, а в некоторых местах уже ложатся полупрозрачные голубые тени. Трепетной игрой цветовых рефлексов пронизана напоённая воздухом природа с её богатым летним убранством. Мелодичность ритмического и колористического начал рождают лирическое чувство. Светоносность цвета, изящество формы воспринимаются как пластическое откровение живописца, умеющего вызвать у зрителя ассоциации, воспоминания. Одновременно, мастерство автора позволяет ему с предельной ясностью отразить своё мироощущение, свою незыблемую веру в вечность красоты жизни, природы. Земное и духовное начала слиты здесь в единое нравственное содержание. Всё это сближает искусство Р. Хабирова с лучшими традициями русской реалистической школы живописи.
В рамки этих традиций вписываются и пейзажные композиции художника, написанные здесь же, в деревне Вели. В них – чуткость к живой красоте и многообразию природы. Щемящим душу ностальгическим чувством пронизан холст «Новый забор у бабы Зины» (1996), исполненный подвижной, трепетной кистью, которая эмоционально озвучивает настроение автора.
«Жара на Мсте» (2010) это поэтическое любование натурой. Пейзаж созерцателен по настроению, художник без суетности запечатлевает мгновение, заставляя зрителя остановиться, вдуматься, сколь величественна и благородна природа во всех своих проявлениях.
В Велях родились, кроме названных, многие другие произведения «деревенского» цикла, героями которых стали «Русская печка» (1994), «Короб и коромысла» (1998), «Красная смородина» (2000) и другие. В них за каждым предметом встаёт своя жизнь, и внимательное изображение которых очеловечивает понятие родного дома. В этом мире царят уют и свет, он наполнен духовностью и чистотой. Полотна художника открывают его отзывчивую натуру с тонкой душевной организацией. Произведения этой серии воспринимаются как откровение, как признание любви к Отечеству, к России, и её традициям.
Образы, рожденные живописцем, говорят о зрелости его таланта, гуманизме и гражданственности его искусства.
Рашит Султанович Хабиров – с 1977 года участник всесоюзных, всероссийских, зарубежных, республиканских выставок, в 1991-1993 годах его произведения были представлены на Парижском Всемирном осеннем художественном Салоне в Гранд Палас в Париже. С персональными выставками он объехал ряд городов европейских стран (Польша, Германия, Великобритания, и др.) В его активе также участие в масштабных международных и российских выставочных проектах: к 60-летию и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (2005, 2015) в Москве, «Единение» (2007) в Нижнем Новгороде, «Лики России» (2016-2017) в Архангельске и другие.
Произведения автора вызывают в сознании даже самого взыскательного зрителя тёплые и светлые чувства, позволяют отвлечься от ежедневной суеты и наполнить душу человека приятными воспоминаниями. Каждое, созданное трудолюбивой рукой мастера живописное произведение, наполнено жизнью – неподдельной и искренней, как и все творчество выдающегося художника Рашита Хабирова.


Валентина Сорокина,
заслуженный работник культуры РФ и РБ,
лауреат премии имени П.М. Третьякова.

Живопись

  • Толстиков А.Г.
  • Горшунов М.В.
  • Краснов С.Б.
  • Хабиров Р.С.
  • Шеин Д.
  • Волосенков Ф.В.
  • Ляпкало В.А.
  • Атакишиев А.Н.
  • Все жанры
  • Натюрморт
  • Портрет
  • Пейзаж
  • Все года
  • 1988
  • 1989
  • 1993
  • 1994
  • 1995
  • 1996
  • 1998
  • 2000
  • 2002
  • 2004
  • 2005
  • 2006
  • 2008
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016

Профиль нежный, Грудь нагая, Шаль – сплетеньем Неисполненных начал... Отчего тебя я прежде У обрывистого края Не встречал? Для меня ль, камней царица И хмельных царица трав, Терпкой ночи ты волнение Берегла? Гуттаперчевая жрица Предрассветных переправ, Явь ли сладкое видение Твои очи-берега?

Хабиров Р.С. «Новый забор у бабы Зины» 1996. Холст, масло. 70х80

Об авторе
Об авторе

Хабиров Р.С. «Новый забор у бабы Зины» 1996. Холст, масло. 70х80