Официальный сайт Александра Толстикова и Наталии Шушанян

Петербургский Сецессион

07.02.2012 Петербургский Сецессион

ВЫСТАВКА-ЗАГАДКА

«Петербургский Сецессион» - выставка с таким названием объединила нескольких ярких мастеров, творческие поиски которых развиваются по глубоко индивидуальным, несхожим сценариям. Что же заставило их выступить вместе? И почему связующим элементом творческо-дружеской конструкции выступает термин «сецессион», этимологически исходящий из понятий «отделение», «обособление»? Можно ли расценивать название выставки в декларативном ключе, как некую позицию художников, представивших свои работы на суд зрителя? Возможно. В любом случае и состав участников, и название создают определенную интригующую ситуацию, разгадка которой может последовать только после внимательного изучения предложенных вниманию любителей и ценителей живописи произведений. В решении интеллектуальной задачи все будет иметь значение – и время, и место, и каждое из действующих лиц.

Не вдаваясь в детали исторического происхождения и подробности развития европейского стиля «сецессион», отметим лишь основное в этом явлении, имеющее значение для понимания происходящего в современной нам ситуации. Итак, время – рубеж веков. И в этом обнаруживается явное совпадение. Граница времен – территория тайны, прошлое уходит навсегда, будущность страшит неизведанностью. В смутном опасении рассудок обращается к ясному и такому привычному прошлому, ностальгируя по ускользающей надежной опоре. Сегодня мы снова переживаем смену эпох, в ходе которой наряду с естественным обновлением жизни диссонирующей нотой вновь проявляет себя разрушительная сила. Привлекая, приманивая неокрепшее сознание призрачной мечтой о новизне, возведенной в абсолют, она исподволь отрицает все ценное, что было создано веками, стремясь вытеснить традицию за пределы актуального.

Все участники выставки – крепкие традиционалисты. И в отличие от создателей европейского «сецессионстиля» они не стремятся к утверждению новых течений, не преследуют оппозиционных целей. Но не стоит забывать, что и академическое искусство сегодня уже давно не характеризуется застывшим догматизмом. И здесь вдруг становится очевидным, что перед зрителем оказывается ни что иное как «сецессион наоборот». Если тогда, на рубеже XIX-XX веков, стремление к новизне казалось просто необходимым, то сегодня, в финале первого десятилетия XXI века пресыщенное новизной сознание стремится подобно путнику, застигнутому порывом ветра и схватившемуся за дерево, удержаться на ногах, обретя надежную опору в традиции.

Каждый из мастеров выставки «Петербургский сецессион» стремится обратить внимание на «ускользающую красоту», утверждая тезис о вечной новизне и красоте сотворенного мира. Их главная декларация – в призыве к вечной ценности зримого мира, за пределами которого открывается еще более неизведанная и прекрасная реальность душевных переживаний, чувств, сердечных порывов. Для того чтобы понять это, прочувствовать в полной мере можно прибегнуть и к «отделению» и к «обособлению». «Сецессион» - в данном случае, средство призвать многоголосый суетящийся мир к спасительной тишине, дарующей возможность остановиться. И задуматься. Над тем, чего же нам не хватает в порыве всеобщего обновления и подчас доведенном до абсурда поиске новых форм? От чего мы бежим в свое беспросветно-техногенное будущее? От благоухающей свежести летней травы, от красоты женщины, от радости жизни, от прогулки по вечерней улице родного города, от возможности мыслить, удивляться, выходить за пределы фантазии не под действием стимулирующих препаратов, а благодаря безграничности данного с рождения человеку разума?

Шесть участников выставки предлагают зрителю подумать над этим. Границы их обособленного кружка условны, скорее наоборот, они потенциально открыты для тех, кто примет решение присоединиться – душевным откликом, единомыслием или своими произведениями. Полагаю, проект лишь в самом начале. И не зависимо от того, будет ли у него продолжение в реальности, каждый из нас может принять в нем участие «виртуально», серьезно поразмыслив о том - если искусство зеркало жизни, не наступит ли время, когда мы, заглянув в него, отшатнемся? Но другой жизни, и другого зеркала уже не будет.

Мария Вяжевич, кандидат искусствоведения.

Ссылки на сторонние ресурсы:

Российская академия художеств

Санкт-Петербургский Союз Художников